Меню Закрыть

Что важнее для яблони

Что важнее для яблониЛет тридцать пять назад, а то и по более, приехал из Германии тамошний профессор по садоводству и внимательно осмотрел лучшие российские сады с могучими яблонями. И вместо того чтобы похвалить, огорошил наших садоводов такими обидными словами: «Вы не яблоки, а дрова выращиваете».

Эту крылатую фразу несколько лет повторяли на все лады на совещаниях и семинарах и важные чиновники Минсельхоза СССР, и ученые-садоводы, можно сказать, корифеи в своем деле. Причем нередко повторяли с восторгом, смакуя дремучую российскую отсталость.

После такого «приговора» наши ученые-садоводы напрягли свои светлые головы и наперебой бросились придумывать разные системы формирования кроны, кто во что горазд. И пошли конвейером кроны: вазообразные, чашевидные, лепестковые, крестовидные, лопастные и бог знает еще какие.

Не дремали и ученые-механики. Выдумали механизм, наподобие машинки, которой парикмахеры солдат наголо стригут, чтобы снизить кроны многометровых красавиц. И стали теми машинами стричь наши совхозные сады под «бобрик». Выше трех метров от земли все начисто срезали, и кроны яблонь становились плоскими, как итальянские сосны — пинии. Оно бы в принципе и неплохо, потому как с 6 — 7- метрового дерева и плоды путем не соберешь, и от вредителей таких великанов не обработаешь. Да вот беда, какая — через два-три года на верхушках срезанных гильотиной яблонь прегустой лес вырастал из побегов и веток. Побеги лезли, тесня друг друга, как из отрубленных голов Змея-Горыныча: вместо одной головы — несколько новых. И другая беда: упрямце, деревья не хотели усваивать передовую садоводческую науку, никак не желали быть ни лепестками, ни лопастями, а хотели быть самими собой. Но тут ученые-садоводы вовремя вспомнили, что иной раз куда лучше такое новое, которое давно забытое старое. В частности, припомнили, что в той же Германии, откуда приехавший профессор-садовод одной маленькой фразой столько шороху наделал, давно практикуется формирование яблонь «елочкой», которое «шпиндельбушем» называется.

А не разные там пальметты — и косые, и плоские, которые с испокон веков во Франции и Италии выращивают. Вот на нем можно развернуться в наших плодосовхозах!

Забегая вперед, скажу, что немало мне попортили крови эти пальметты. Не они, конечно, а вельможный чиновник из Совмина. Работал я тогда старшим агрономом — садоводом совхоза «Приволжский». И на каждом совещании он донимал меня фразами: «Почему не выращиваешь пальметты?», «Когда, наконец, ты займешься пальметтами?». И все мои доводы, что для их возделывания нужно в десять раз больше рабочих рук и что они у нас померзнут, разбивались об его твердый лоб. Так продолжалось до тех пор, пока секретарь обкома КПСС не посадил его на место. Секретарь до нас работал в ЦК КПСС, курировал там садоводство, а потому немножко разбирался в нашем деле, и дал понять вельможному чинуше, что выращивание пальметт в средней полосе России такая же фантастика, как возделывание кукурузы в тундре.

А вскоре и английское чудо объявилось — «луговой сад» называется. В таком саду яблони — все равно, что в лугах трава, и как траву яблони вместе с яблоками косят. А потом делай что хочешь — то ли гуляй по такому экзотическому лугу и отрывай яблоки от валяющихся под ногами скошенных веток, то ли для ускорения дела комбайн пускай, который сгребет все ветки с яблоками сам, а внутренности комбайна не хуже нашего разберутся, что к чему: будут обрывать яблоки и кидать их как картошку направо, а измочаленные ветки швырять налево.

И, наконец, самое-самое последнее слово горемычной садоводческой науки: колоннообразные яблони. Представьте себе, что стоят такие колонны как на параде, сплошь облепленные яблоками, которых больше, чем листьев, и сам такой сад своим причудливым видом напоминает раскопанный форум погибшей когда-то Помпеи.

Ну, как будто и этого сполна хватит. Но не забывайте, что на дворе XXI век, так что обязательно должно быть что-то еще придумано. Да не просто чудо, а из ряда вон выходящее. Ничего удивительного не будет в том, если какой-нибудь ученый придумает способ выращивания яблонь вверх корнями и вниз верхушкой, чтобы можно было собирать яблоки, лежа, гармонично сочетая при этом и труд, и отдых.

Извините меня за краткий исторический экскурс, но без него не понять дальнейшее. А суть в том, можно ли бесконечно гнаться за урожаем плодов в ущерб вегетативной массе, грубо и незаслуженно названной «дровами»? Я по своей наивности так понимаю: чем больше листьев, тем больше и урожай. Иначе откуда же растение добудет органические вещества для формирования плодов и их питательных и •вкусовых качеств? А где на колоннах разместиться бедным листьям? Ведь не сами же плоды вырабатывают для себя необходимые органические вещества!

А работа листьев нелегкая — им надо обеспечить не только формирование плодов, но и вегетативной массы, то есть древесины и коры надземной части и корней, без чего никаких плодов не будет. Да и самих листьев ; не будет, если не снабдить их через корни и надземную часть минеральными элементами питания, поглощаемыми из почвы.

Но не только для сиюминутных нужд нужны органические вещества. Листья у яблони образуются довольно поздно, а полностью листовая поверхность формируется только в июле. Так что пока не вырастут на следующий год новые листья, дерево живет за счет тех органических веществ, которые были отложены (запасены) в предыдущем году.

Но дерево должно запастись органическими веществами для того, чтобы снабдить энергией «пусковой механизм» роста и развития в следующем году. Запасные питательные вещества нужны и для того, чтобы дерево могло пережить холодную зиму. И чем зима суровее, тем больше оно должно запасти органических веществ. Основная масса их откладывается в коре и древесине в виде крахмала. При наступлении холодов часть крахмала под воздействием ферментов превращается в сахар, и в результате этого выносливость клеток растения к низким температурам повышается. Поэтому понятно, что чем суровее климат, тем больше крахмала должно быть запасено в клетках и тканях яблони. И если яблоня нерасчетливо отдаст свои органические вещества плодам, ничего не оставив себе, она обречена на гибель.

Конечно, в естественных условиях яблоня не допустит такой глупости, она постарается побольше питательных веществ забрать себе и поменьше дать плодам. Но человек часто по своему недомыслию с помощью разных приемов выжимает из ; дерева все, что только можно, ради сегодняшнего большого урожая. Особенно губительно такое отношение к яблоням в регионах с суровым климатом, морозной и продолжительной зимой. Поэтому установка на то, что нам надо выращивать плоды, а не древесину, в наших климатических условиях совершенно неприемлема. Она не только наивна, но и безграмотна. В наших условиях нужны и плоды, и «дрова».

В.НАУМОВ.