Меню Закрыть

Полезные советы по пчеловодству

Полезные советы по пчеловодствуСвой первый улей я получил 61 год назад, когда мне было 10 лет. За это время история, которую пчелы пыта­ются рассказать нам, не стала более понятной для нас. Сегодня, имея луч­шее и более современное оборудова­ние и ульи, мы так же плохо понимаем то, что происходит внутри улья. Мы не умеем «читать» по рамкам.

Если первая с края рамка с двух сто­рон полна запечатанного меда, зна­чит, семья работает успешно. Это хо­рошо, потому что пчелы складывают мед для дальнейшего потребления или для зимовки; видно, что они очень хо­рошо поработали в течение последней недели.

На следующей рамке замечаю пер­гу, на ней может быть немного свеже­го меда, а иногда и расплода.

На третьей рамке видно значительно больше пчел и больше яиц, есть от­крытый и запечатанный расплод. Зна­чит, матка была здесь не более трех дней назад, потому что не из всех яиц еще вылупились личинки. Как я все это узнал? Просто «прочитал» на рамках…

Вынимаю четвертую рамку: много пчел и расплода на всех этапах развития; перга и мед полукругом охватывают сверху сот. Очень хорошо… а вот и матка! Настоящая золотая королева занята своим делом и дает очень хороший плотный и здоровый засев.

Сейчас начинаю поближе осматривать пчел. Нет ли среди них с поврежденными крыльями, достаточно ли подвижны они или пассивны, есть ли на них клещи, почему пчелы так раздражены и злы? Остановился около улья и вижу царапины от когтей. Ага! Здесь был грызун, который раздразнил пчел, нападая на них, выходящих из улья (на земле обнаружены останки поеденных пчел). Пчелы оказались расстроены и обезумели. Как догадался? «Прочел» на рамках…

Пятая рамка выглядит чудесно, много расплода и пчел. Но что это в нижней части сота? Запечатанный маточник, в котором готовая к выходу матка. Старая матка в тесном пространстве на рамке с расплодом, пчелы толпятся, и что-то надо делать…

Взял рамку с маточником и еще одну или две с расплодом и сидящими на них пчелами. Нужно убедиться, что матка не на этих рамках. Все это сложил в рабочий ящик для того, чтобы использовать позже, когда возникнет необходимость. Для того чтобы быть спокойным, нужно еще раз проверить этот улей дней через 10-12. Как я догадался, что пчелы собираются роиться? Опять же — «прочитал» на рамке…

Теперь смотрю следующую, шестую, рамку — расплод в форме красивого полумесяца с большим количеством перги и меда вокруг, с большим количеством пчел, которые кормят и обогревают расплод.

И на 7-й и 8-й рамках, как и на 3-й и 4-й, имеется красивый расплод, хотя и не так много, как на центральных рамках. Все это является признаком здоровой, работающей семьи.

Рамки 9 и 10 покрыты достаточным количеством пчел и меда, особенно с внешней стороны рамок, говорят, что это отличная семья.

Сразу же, перед тем как закрыть крышку этого улья — «книги», подвожу итоги моего «чтения». Узнал, что имею одну очень хорошую матку и очень много пчел. Увидел, что она (семья) через несколько дней готова отроиться. Знаю, что семья здорова, имеет много расплода, меда и перги. Знаю также, что нужно быть начеку и проверить ее через несколько дней. Возможно, она отроится независимо от моих усилии.

Моя жена занялась пчеловодством около десяти лет назад, но «читает» лучше меня.

Работаем вместе как-то с одним ульем, и я, вынув четвертую рамку, был доволен, видя полный улей пчел и расплода. Она же сказала: «Этот улей роился!». Я ей говорю, что это невозможно, так как дней 12 до этого я разрушил здесь все маточники. А она свое: «Он роился! Нет ни яиц, ни молодых личинок и, смотри — молодая неплодная матка».

Я не видел, чтобы эта семья роилась, но, внимательно осмотрев рамки, обнаружил свою ошибку — не заметил один маточник. Иногда пчелы очень хорошо прячут их.

В один сезон, работая на другой пасеке, когда добрались до середины гнезда, жена заявила: «В этой семье нет матки, нет пчелиного расплода и улей полон трутовками». Не был уверен в ее правоте. Но она ткнула меня носом в ячейки, показав множество яиц в одной из них, где даже на стенках были яйца.

Схватив щетку, отнес одну рамку за десяток метров от улья и смахнул пчел на дорожку. Так отнес весь корпус и стряхнул всех пчел. После этого поставил рамки в улей, и пчелы начали в него возвращаться. Операция закончилась тем, что на дорожке осталось несколько щепоток пчел, скучившихся на песке, которые оказались пчелами-трутовками, слишком тяжелыми, чтобы летать. Обеспечил семью новой маткой, но упрямые пчелы ее не приняли, так что они снова оказались без матки, но на этот раз там не было и каких-либо яиц. Дал соты с яйцами и незапечатанным расплодом, и вскоре семья вывела себе молодую матку. Приятно испытывать удовольствие от хорошо проделанной работы.

В другой семье оказались пятна расплода (жена назвала его «пестрым»). Мы обнаружили одну хорошую матку, но пчелы «говорили», что здесь что-то не так. На следующей рамке имелось два маточника хороших размеров, расположенных около верхнего бруска рамки. Ясно, что матка оказалась для пчел плохая. Что делать? Имелся выбор: оставить маточники до выхода новой матки — значит, новые пчелы от новой матки появятся не раньше пяти недель, или дать новую плодную матку и около трех недель ожидать новых пчел.

В одном саду семья более месяца была без матки. Не было пчел-трутовок, не было расплода. Немедленно подсадил новую матку, но при следующем осмотре увидел, что матки нет. Дал рамку с яйцами и пчелами в надежде вывести матку из яйца и увеличить количество рабочих пчел. На следующий раз, когда снял корпус, жена сказала: «Вот ответ на наши проблемы, чтобы не давать пчелиную матку». Я не мог понять, о чем она говорит, но она показала: «Посмотри на мертвых трутней на ганемановой решетке. Матка в верхнем корпусе. Неудивительно, что они не могут вывести новую матку, когда у них уже есть одна».

Я работал со многими семьями, но все еще кое-что делал слепо (жена поражалась этому). Я не успевал пересмотреть рамки над и под ганемановой решеткой. Я оставил матку в верхнем корпусе для получения трутневого засева и забыл. Вышедшие трутни не смогли выйти и погибли. Нужно уметь «читать» сообщения, что пчелы оставляют для нас, а для этого нужно открывать книги — ульи и «листать», хотя бы через страницу.

Слышал, что один пчеловод на встрече пчеловодов заявил, что все, что нужно делать весной, это заменить старых маток молодыми, закрыть крышку улья и забыть о них до тех пор, когда нужно будет откачивать мед. Ему заметили: «Неверно!». Я сам как-то записал в пасечный журнал, что поднял крышку улья, снял магазин и вернул крышку обратно. Крышка не может рассказать, какова история в середине, а какова на «складе».

Некоторые люди, имеющие пчел, не всегда пчеловоды. Некоторые из них думают, что семья находится под управлением матки и нет необходимости проверять ее и беспокоить. Видите, пчелы вылетают наружу, значит, работают и внутри. Тем не менее, это не открытие. Семья и без матки продолжает работать. Семья постепенно уменьшается, слабеет, пока не отомрет вся. Тогда восковая моль завладеет ульем.

Помню, когда у нас появился клещ Varroa. Проходя мимо ульев, видел сотни пчел, ползающих на земле и не способных летать. Осматривая семьи и рамки, обнаруживал пчел-калек, слабых и беспомощных. У них на теле сидели клещи, которых можно было видеть даже невооруженным глазом, так как они были размером с булавочную головку. Не зная, что предпринять, поделился своей заботой с другими пчеловодами, искал ответы в литературе.

Тогда погибло много семей. Убедился, что осмотры и помощь пчелам пришли слишком поздно. Поэтому семьи нужно осматривать регулярно, так как появление и рост заклещеванности может за очень короткое время погубить семью. Клещи распространяются от пчелы к пчеле и в поле, и в улье. Трутни также являются их переносчиками, так как легко входят во все ульи в округе. Так что если на соседней пасеке, даже удаленной от вас за 1 — 2 км, пчел не лечат, а трутни посещают и ваших пчел, то клещи появятся и на вашей пасеке.

Другой проблемой иногда бывает большое количество меда в гнезде, что ограничивает матку, уменьшая площадь для расплода. Обычно в следующий раз, когда будете проверять гнездо, обнаружите, что пчелы перенесли лишний мед в верхний корпус. Но процесс можно было ускорить, взяв несколько рамок с медом и поставив их тем семьям, где нет таких больших запасов.

Купив пчел, вы еще не сделались пчеловодом. Нужно много знаний и много труда. Выбор прост: или пчелами нужно заниматься, постоянно заботясь о них, или они погибнут.

Известно, что о книге нельзя судить по ее обложке. Вы сначала откроете ее в разных местах, прочитаете внимательно некоторые выдержки, иначе покупка ее не принесет вам ожидаемого удовольствия. Поэтому нужно и в семье хорошо «почитать» написанное (все рамки), так как нельзя судить о семье по ее внешнему виду. Так что не поленитесь «поплевать на пальцы» и просмотреть страницу за страницей в этой пчелиной книге — в семье.

А.ИВАНОВ. Газета «Пчеловодный вестник».