Меню Закрыть

Огород у дороги

Огород у дорогиЛегкие человека с их поверхностью в 30-80 кв. м представляют собой орган, который прекрасно, без всякого отбора поглощает любые загрязнения, имеющиеся в воздухе.

 Стремление людей к клочку своей земли, которое не смогли уничтожить ни бегство прежних сельских жителей в город, ни блага магазинной цивилизации, привело к повсеместному захвату горожанами пустующих земель — бывших свалок, неудобий, территорий вдоль магистралей и дорог как в пределах города,так и вне его. И таким — городским фермерам» нередко удается достигнуть удивительных урожаев и разнообразия продукции на своих клочках земли, огороженных спинками от кроватей, колючей проволокой, полусгнившими досками. Эти мужественные земледельцы не боятся набегов вредителей, мальчишек и охотников за дармовой закуской, их мало беспокоят взгляды и усмешки на иных сытых физиономиях. Они хотят одного — обрабатывать свою землю, пополняя скудный рацион городского жителя собственными ягодами и овощами. Но, к сожалению, не все задумываются над тем, насколько полезны результаты их трудов, благо это или несчастье.

Тем, кто имеет участки вдоль дорог, прежде всего необходимо знать хотя бы о двух опасностях, которые их подстерегают. Первая заключается в том, что вред здоровью наносится во время самого процесса возделывания придорожного огорода «благодаря» выхлопным газам автомобилей, причем вред усиливается во время интенсивного физического труда, поскольку частота дыхания и интенсивность обмена веществ у человека увеличиваются.

Вот только несколько наиболее опасных веществ, которые вместе с воздухом попадают в наш организм. Прежде всего это пыль, и чем она тоньше, тем дальше от дорог разлетается, а каждая пылинка вдобавок покрыта либо машинным маслом, либо сажей. Наиболее опасные компоненты пыли — мышьяк, бериллий, кадмий, свинец, никель, хром, асбест. Пыль проникает в легкие и бронхи, вызывает или приводит к обострению хронических легочных заболеваний, бронхитов, астмы, раздражению слизистой оболочки. Обыкновенная сажа является канцерогеном, вдобавок на своей поверхности она хороша адсорбирует (попросту — собирает) один из сильнейших канцерогенов — бенза- пирен. Последний является непременным компонентом выхлопных газов наших автомобилей — это продукт неполного сгорания горючего. Канцерогены не только способствуют появлению опухолевых образований, но и вызывают наследственные изменения, которые способны проявляться в будущих поколениях.

В воздухе у дорог повышено содержание таких компонентов выхлопных газов, как оксиды азота, альдегиды, оксиды углерода. Например, ни для кого не секрет, что, невзирая на бдительность сотрудников ГИБДД, содержание СО в выхлопах превышает допустимую норму почти у всех двигателей. Это вещество ядовито, оно увеличивает в крови человека содержание СО-гемоглобина, при этом блокируется поступление кислорода в кровь, что приводит к кислородному голоданию тканей. Высокое содержание СО особенно опасно для людей, страдающих болезнями сердца и сосудов. Весьма опасны для здоровья соединения свинца. Даже небольшое его содержание в организме приводит к нарушению обмена веществ, повышенное содержание оказывает воздействие на головной мозг. Так, исследования в Бостоне (США) показывают, что у детей с повышенным содержанием свинца в молочных зубах коэффициент интеллекта в среднем в 4,5 раза ниже, чем у их ровесников с низким содержанием этого вещества. Думаю, сказанного достаточно, чтобы оценить риск возделывания придорожных огородов. Но это только малая доля того, что попадает в человеческий организм! И только через легкие! А ведь выхлопные газы транспорта содержат 280 компонентов.

Вторая опасность здоровью грозит при употреблении в пищу выращенных у дороги продуктов. Ведь все, что попадает в воздух и почву, усваивается растениями, а затем оказывается на нашем столе. Тот же свинец хорошо накапливается в наземной части растений. Например, травы, растущие далеко от дорог, содержат до 10 мг свинца в 1 кг сухой массы, а вблизи дороги — 100 мг и более. Если здесь пасется коза или корова, то будьте уверены — молочко будет свинцовым.

Железнодорожный транспорт, использующий дизельное топливо, вредит здоровью примерно таким же образом, как и автомобильный. Но тут есть своя «изюминка». Дизель выбрасывает в окружающую среду гораздо больше окислов азота. Они действуют на мозг, разьедают слизистые оболочки, особенно глаз и легких, могут усугублять заболевания дыхательной системы (бронхит, астма), чаще возникают и сильнее распространяются инфекции дыхательных путей. Больше выбрасывается дизелем сажи, больше вытекает масел, которые отлично смываются осадками с железнодорожных насыпей и попадают прямо в прижелезнодорожные огороды, обычно картофельные. Загрязняются почвы металлической пылью, полагают, что в пыль переходит 300-350 тыс. тонн тормозных колодок ежегодно. Попадает туда и все, что сдувается из открытых вагонов, — угольная и рудная пыль и т.п. А ведь существует еще проблема шума, вибрации и другие.

Вдоль транспортных магистралей положено создавать санитарные или буферные зоны. Частично оздоравливают воздух и почву посадки деревьев, кустарников.

Если вам дорого ваше здоровье, здоровье ваших детей, то постарайтесь ближе 500 м от дорог не распахивать огородов, ну а ближе 50м лучше долгое время совсем не находиться.

Е.СТАНИС