Отсюда следует важный практический вывод: перед второй, осенней «волной» роста активных корней (в средней полосе в конце сентября — октябре) полезно вносить под культуры не только фосфорные и калийные удобрения, но и азотные — примерно третью часть нормы за год: корни их в это время активно усваивают.
Страдают корни от подмерзания главным образом в бесснежные и очень морозные зимы, у карликов они повреждаются даже при 12-15 градусах. Если у корней подмерзла древесина, а кора и камбий остались живы ми, то они восстанавливаются, хотя дерево какое-то время и страдает. Но увидеть это можно лишь при распускании почек, причем более позднем, чем обычно, а судить о степени повреждения — по ослаблению роста побегов, осыпанию цветков и завязей. Если от мороза пострадали кора и камбий, то они отстают от древесины, корни оголяются, отмирают и уже не восстанавливаются. Дерево, таким образом, погибает.
Замечено, что наиболее сильно морозы повреждают деревья после засушливой второй половины лета и такой же осени, как это было, например, в 1939 и 1978 годах. Есть и такая закономерность: недолгое, но значительное потепление зимой усиливает закалку морозостойких сортов, а неморозостойкие сорта при таком потеплении, наоборот, ее утрачивают.
Морозостойкие сорта не склонны быстро отзываться на потепление. Они реагируют на него с большим опозданием и гораздо слабее, чем неморозостойкие. Поэтому для культур неморостойких длительные прохладные периоды бывают менее вредны, чем короткие и резкие потепления с последующими возвратами холодов.